Для оценки показателей физического развития ребенка широко применяется метод центильных таблиц. В этих таблицах отражено распределение показателей физического развития большого количества обследованных детей в возрастающем порядке показателей физического развития.
Центильные таблицы разделены на ряд колонок. Здесь указываются границы величин показателя физического развития для детей определенного пола и возраста. Средние величины признака определяют как величины, которые имеются у половины обследованных детей данной группы. Эти величины определяются в интервале 25—50—75%. Соседние с центральными интервалы отражают те показатели, которые можно рассматривать как показатели, которые выше (75—90%) и ниже среднего (10—25%). Вместе с тем показатели, находящиеся в данных интервалах, относятся к нормальным. А вот показатели более наружных интервалов (3—10% и 90—97%) требуют проведения дополнительных обследований ребенка. Показатели, попавшие в крайние интервалы, практически всегда сопровождаются наличием у ребенка каких-либо нарушений.
Центильную шкалу можно продемонстрировать на простом примере. Для этого необходимо вообразить, что 100 детей, для которых характерны одинаковые пол и возраст, выстроились в колонну в соответствии с их ростом. В этой колонне первые 3 ребенка будут считаться очень низкими, дети с 3-го по 10-й — низкими, дети с 11 -го по 25-й считаются по показателям роста ниже среднего, в пределах 25—75-го будут относиться к средним по росту, с 75-го по 90-й определяются как выше среднего, с 90-го по 97-й будут высокими, а остальные — очень высокими. В этом состоит смысл центильной таблицы.
С помощью центильного способа можно также оценить гармоничность развития ребенка. Гармоничным физическое развитие согласно этому способу считается в том случае, если отличие между интервалами отдельных показателей составляет не более 1 интервала. Дисгармоничным считают такой тип физического развития, при котором отличия в показателях физического развития составляют 2 интервала по таблице центилей. О резко дисгармоничном развитии говорят в том случае, если отличие составляет 3 интервала и более.
В ряде случаев оценка физического развития производится по сумме показателей физического развития. Производят сложение номеров интервалов каждого показателя и определяют тип физического развития.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.