Готовим ребенка в первый класс

Ваш кроха растет, как на дрожжах и совсем скоро ему надо будет идти в школу. С приближением 6-летнего возраста у родителей возникает множество вопросов, связанных с тем когда начинать готовить к школе, кто должен это делать и чему именно учить ребенка до школы?

Одни считают, что подготовку к школе нужно начинать с трех лет, другие — за год до поступления в школу. На самом деле вся дошкольная жизнь ребенка — это и есть подготовка кпервому классу. Самое главное — не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

Итак, вашему крохе уже 6, но вы не уверенны в том готов ли он к 1 сентября. Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют:

— развитие памяти (норма при запоминании 10 слов — 6 и более слов);
— чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
— развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д. );
— произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
— готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
— умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
— развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д. );
— пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет — справа, слева, за, над, под и т.д. );
— общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
— элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Кроме того, оценивают и то, что привлекает ребенка в школе  - возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты — новый рюкзак, интересный пенал и т.п. ; как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

— настроен исключительно на игру;
— недостаточно самостоятелен;
— чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
— не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
— мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
— имеет серьезные нарушения речевого развития;
— не умеет общаться со сверстниками;
— не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Но не стоит пугаться, вашего ребенка примут в школу при любом уровне готовности. Не менее важным аспектом при поступлении в школу является психологическая подготовка ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

— Кроха должен иметь достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Поэтому, давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

— Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

— Подготовьте малыша к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

— Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

— В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

— Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

— С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

— Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения «Я могу делать вот это и это», чем с ощущения «Я не умею ничего, что умеют другие дети».

Поделиться статьей


Читайте также:

Напишите свой комментарий:

Необходимо войти, чтобы писать комментарии.

Рецепты

влажность:

давление:

ветер:


Какую воду Вы пьете?


Фотоконкурсы

Конкурс советов на Пасху Конкурс История беременности Фотоконкурс Детская улыбка