Родители 5-летних деток часто начинают задаваться вопросами: «Во сколько лет отдавать ребёнка в школу: в 6 или 7 лет? », «Пора ли готовить ребёнка к школе и как? ».
До недавнего времени эта возрастная периодизация развития ребенка совпадала с социальной, – дети поступали в школу, достигнув семилетнего возраста, то есть, после прохождения кризиса 7 лет. Естественно, что индивидуальные различия вносили поправки в возрастную периодизацию. Теперь же многие родители отдают детей в школу в шесть лет, о чём, в большинстве случаев, жалеют. Эта проблема возникла после внедрения 12-летнего среднего образования (6-18 лет), определённого Концепцией общего среднего образования (12-летняя школа), одобренной постановлением общего заседания коллегии Министерства образования и науки Украины и Президии Академии педагогических наук Украины.
На пресс-конференциях, где затрагивалась эта проблема, убеждали: эксперимент по внедрению обучения с 6 лет длился в стране целых 10 лет, и дал положительные результаты. При этом не всем известно, что урок у этих шестилеток был короче, а программа подавалась больше в игровой форме, а не привычным для нас методом, когда ребёнок всё время должен сидеть на одном месте и слушать учителя. Рядом с классом была расположена спальня, где днем детишки могли передохнуть или поиграть.
Кроме того, никто не позаботился об обучении учителей игровым методам подачи информации, поэтому многие из них жалуются, что на уроках тяжело приходится как им, так и первоклассникам.
Таким образом, если ребенок достигает 6-летнего возраста, умеет считать, читать и писать, это еще не означает, что его можно отдавать в школу. Не стоит забывать о некоторых других критериях готовности к школе:
1. Физиологический. Очень часто ребенок оказывается физически не готовым к школьным нагрузкам. Это значит, что скелет и мускулатура еще не достаточно сформированы. А дети должны выдержать 4 урока по 45 минут. Зачастую дети приходят в школу уже с хроническими заболеваниями, к которым добавляется школьная нагрузка. Это приводит к частой заболеваемости 6-леток, которая, в свою очередь, приводит к снижению успеваемости в школе.
2. Волевая готовность малыша, то есть, способность управлять своим вниманием и поведением. Может ли ваш 6-летний ребенок не идти на поводу у своего «хочу — не хочу», а выполнять ваши требования, просьбы, отвечать за постоянное поручение по дому? Способен ли он поставить цель, приложить определенные усилия для преодоления трудностей, или долго сидеть на одном месте и выполнять задание, которое ему не по душе? Ведь определенные отделы головного мозга «совершенствуются» до 10 лет, в частности те, что отвечают за волевые процессы.
3. Интеллектуальное развитие ребенка: память, внимание, мышление. Очень часто родители делают следующую ошибку, когда готовят детей к школе, — они учат ребенка считать, читать, писать, хотя, в идеале, этому должна учить школа. И этот шаг неверен. В первую очередь, родителям нужно приступать к развитию основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи. Если ребёнок ходит в детский сад, то там он их развивает, а родителям остается только контролировать эти процессы и немного помогать ребенку в усвоении дома.
Должна учитываться и психологическая готовность, отношение к новой социальной роли школьника, принятие новых обязанностей и требований. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу? " многие дети отвечают: «Хочу». А вы спросите: "Почему? " Если ребенок говорит: «Все идут и я пойду», «Я там буду играть с одноклассниками», «Мне купят портфель и пенал», то осознанной потребности в обучении у него еще нет, а желание сменить обстановку кажется заманчивым. Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учебой. «Хочу научиться читать и писать», «Хочу вырасти умным» — это уже сознательная ступенька вверх ко «взрослости», к знаниям.
Также с целью определения готовности ребёнка к школе можно воспользоваться ориентационным тестом школьной зрелости Керна-Йерасика.
Для выполнения заданий ребенку дается лист машинописной нелинованной бумаги и карандаш. На обороте листа в верхней левой части помещен образец письменных букв 2-го задания, в нижней левой части — образец группы точек.
Задание 1.
Нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь. (Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если ребенок нарисовал женщину, то его просят нарисовать и мужчину.
Если ребенок категорически отказывается рисовать мужчину, это может быть связано с неблагополучием в семье ребенка.) Оценка рисунка:
1 балл (наилучший результат) выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности, причем голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно они закрыты кепкой, шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом, т. е. вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 балла — выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла — фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла — примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов (наихудший результат) — отсутствует четкое изображение туловища («головоножка») или обеих пар конечностей. Каракули.
Данное задание оценивает общий интеллектуальный уровень ребенка.
Задание 2. Копирование слов, написанных письменными буквами: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты попробуй написать точно также».
Предлагается скопировать фразу «ОН ЕЛ СУП», написанную письменными, а не печатными буквами. Если ребенок умеет читать и пишет фразу печатными буквами, то надо ему предложить скопировать образец иностранных слов, также написанных письменными буквами
Оценка результатов:
1 Балл — хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко написаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла — разборчиво скопирован образец, но размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла — с образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов — каракули.
Диагностируется сенсомоторная координация, произвольность внимания, координация зрения и движений тонкой моторики руки.
Задание 3.
Срисовывание группы точек: «Посмотри, здесь нарисованы точки.
. . .
. . .
. . .
.
Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен нарисовать. Во время выполнения ребенком задания надо следить за его действиями и делать пометки. Обратить внимание, какой рукой рисует ребенок, перекладывает ли карандаш из одной руки в другую, вертится слишком много, роняет ли карандаш и т. п.
Оценка результатов:
1 балл — совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла — число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину зазора между строкой и колонкой.
3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов
4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
5 баллов — каракули.
Итоги: находится суммарное число баллов по трем заданиям. Если сумма баллов равна 3—6 баллов — готовность к школе выше средней, если сумма 7-11 баллов — средняя зрелость, если 12-15 — готовность ниже нормы, таких детей необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохие результаты).
Тест Керна-Йерасика можно применять как в группе, так и индивидуально.
В любом случае прежде, чем принять окончательное решение, нужно будет проконсультироваться с детским психологом.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.