Если в предыдущий триместр второго года жизни ребенка главным направлением развития — было накопление сенсорного опыта (с помощью органов чувств), развитие понимания речи, а также двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас наступает следующая фаза: начало систематизации полученного ранее опыта и постепенный его перевод в активную речь.
Общение со взрослыми приводит ребенка — к уникальному феномену: становлению, так называемой, автономной детской речи. Это значит — ребенок говорит на «своем» языке, упрощенными словами («киска» — «мау-мяу»; «машинка»-«би-би» и т.п. ). Особенностью такой речи малышей является то – что у каждого ребенка свой собственный «язык», который понять могут только родные и близкие. Например: «Ката паки «уу-а-а-а» (Катя плачет: «уу-а-а-а»). Слова состоят из начала слов или корней (молоко — «ма-ко», собачка «ав-ка» и т.п. ), причем малыш может объединять исходя из ситуации. Как бы то ни было – ребенка можно только поздравить — это его самая настоящая активная речь. Он старательно произносит, придумывает слова, он заявляет о себе как равноправный Вам собеседник, радуется складывающемуся диалогу.
Появление автономной детской речи закономерно, поэтому не стоит удивляться, важно – правильно относиться к ней. «Переводите» высказывания сына или дочери, так Вы со временем научите ребенка произносить слова правильно, четко проговаривайте правильное произношение, но при этом — ни в коем случае не критикуйте речь малыша. Забудьте о фразе: «Нет, неправильно, надо не так, а так! ». Малыш сам созреет «как надо», подражая Вам — поверьте!
Вы лишь можете ему в этом помочь:
• Освоение и познание ребенком окружающего мира – сопровождайте активным общением;
• Создавайте перед малышом ситуации, вызывающие его речевой контакт с Вами, ждите его вопросов, прежде чем начнете объяснять что-то сами;
• Воспитывая ребенка смотрите на его поступки даже не столько с позиции — «это нельзя, это можно», сколько с точки зрения оценки самого поступка — «так хорошо, а так — плохо» (отдельная статья у нас посвящена запретам);
Помогите ребенку обозначать словом все ситуации, что разворачиваются у него перед глазами, и при этом раскрывайте ход своих мыслей, поясняйте, почему произошло именно так, а не этак. Например, почему смеется мальчик? (потому, что с ним играет собачка), почему девочка плачет (потому, что потеряла мячик) и т.п.
Автономная детская речь — это один из первых этапов, который выводит ребенка на более высокий уровень социального взаимодействия с обществом, еще одна ступенька развития речи. К 2-4 годам она перейдет в более совершенную форму. Это прекрасно, но… вместе с нею уйдет и неповторимое раннее детство. Нужно помнить об этом и наслаждаться общением со своим ребенком, каждый час, каждую минуту этого прекрасного незабываемого времени, когда Вы так интересны и необходимы для него. Как точно выразился один мудрец: Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.