Сплошь и рядом мы сталкиваемся с неприятной для нас ситуацией дома, на детских площадках, в детских садах – ребенок схватывает понравившуюся ему вещь и не хочет ее никому отдавать, делиться ею со сверстниками и взрослыми, а также частенько демонстративно закатывает скандалы со слезами, устраивает драки и т.д. В большинстве случаев, первая реакция мамы – это уговоры «Поделись! » или «Отдай девочке куклу», «Играйте вместе» и заканчивается все тем, что мама насильно отбирает куклу у ребенка и отдает ее другому ребенку. И все потому, что маме стыдно какого мнения будут о ее ребенке окружающие. Правильно ли мы поступаем?
С точки зрения психологии считается, что ребенок в этом возрасте пытается стать самостоятельным. Именно самостоятельность как психологическое отделение от взрослого – конечный результат развития ребенка с 1 – до 3 лет. Малыш также эгоцентричен и еще не может поставить себя на место другого малыша. Дело в том, что ребенку 1-3 лет необходимо осознать чувство собственности, почувствовать, что «эта вещь моя и принадлежит только мне». Только поняв, что эта машинка моя, я могу понять, что та машинка твоя. Ребенок ощущает понравившуюся игрушку как часть себя, и поэтому он не может отдать ее другому малышу. То есть такая жадность в этом возрасте – это необходимый фактор выделения своего личностного пространства, своего Я.
Чтобы определить, насколько правильно малыш относится к собственным вещам, стоит проделать вот такое психологическое упражнение.
Расскажите сынишке сказку про то, как один мальчик построил из песка и чего-нибудь еще красивый домик, в котором даже можно было играть. Он построил его сам и очень гордился этим. Домик очень понравился и его маме, и она попросила мальчика подарить его ей. «Как ты думаешь, спросите вашего малыша – что сделает этот мальчик: оставит домик себе или подарит его маме? » Ответ, скорее всего, будет таким: «Немножко поиграет, а потом подарит». Или: «Поделит его пополам с мамой», или так: «Подарит домик маме, но попросит, чтобы она иногда отдавала его обратно поиграть…». Но могут быть и другие ответы: «Нет, не подарит, оставит себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не отдаст никогда, а будет сам в нем жить»; «Поиграет, а потом сломает домик». Вот такие ответы должны вас насторожить. Тут надо подумать и разобраться, в чем дело. Может быть, это проявление зачатков жадности, а может быть, у вашего малыша просто-напросто мало игрушек? И не нужно ли как-то исправить ситуацию, даже если на это нет денег, что-то сшить, обновить, переделать, починить? И тем самым дать понять ребенку, что он не только хозяин этой своей собственности, но и – в ответе за нее.
Заметим, что упражнение, о котором шла речь, предназначено для двух — трехлетних, в крайнем случае, для четырехлетних детей. Дети постарше уже могут дать не такие прямолинейные ответы, а, например, предложить обменять красивый домик на что-то давно желаемое – почему бы нет? Но это уже будет проявление совсем других черт характера.
В заключение подчеркнем, что жадность не является природным качеством. Эта черта воспитывается неправильным поведением взрослых, и если она, по ошибке или умышленно, не будет ими же закреплена, то, как и другие возрастные временные проявления, закономерно исчезнет.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.