Развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя несколько важнейших направлений: развитие психики ребенка, физическое развитие, развитие речи и т.д. Данная статья посвящена одному из важнейших аспектов становления человека — развитию речи ребенка.
Дети начинаю говорить в разном возрасте — у кого-то в 10-11 месяцев ребенок уже произносит отдельные слова и в 2 года рассказывает стишок, у кого-то и в 2,5 года малыш еще разговаривает на «своем» языке. Считается также, что девочки начинают говорить гораздо раньше мальчиков. Конечно же в среднем.
Тем не менее к полутора годам у многих детей происходит всплеск речевой активности. Правда речь еще состоит из отдельных слов или совсем коротких предложений (2-3 слова). В этом возрасте малыш еще не научился произносить правильно все звуки. Задача родителей на этом этапе развития ребенка помочь малышу научится произносить звуки и расширить его словарный запас, а также заложить основу для приобретения навыка связной и грамотной речи в будущем.
Все понимают, что в этом возрасте, ребенок не может сидеть за партой и слушать маму и папу. Но на этом этапе своего развития дети способны воспринимать новую информацию в игровой форме.
Существует много игр, в ходе которых мама или папа могут внести серьезный вклад в речевое развитие своего сына или дочери.
Самая простая игра заключается в том, что ребенок просто повторяет слова вслед за родителями. Вы можете обратиться к малышу с фразой «Скажи мама» и он просто повторяет ее за вами. Если он не сразу понимает, что вы хотите от него, вы можете обратиться с этим же вопросом к другому взрослому, например, папе. Потом снова к ребенку. Задачей игры является то, чтобы ребенок научился повторять слова по вашей просьбе. Научившись делать это он может повторять за вами другие простые слова, обогащая свой словарный запас.
Естественно, что вы должны просить ребенка повторять те слова, которые ему известны: мама, папа, деда, баба и т.д. Затем, вы можете использовать новые слова (лучше те, которые состоят из знакомых ему звуков).
Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не путал слоги и произносил слова правильно. Родители зачастую умиляются, когда ребенок произносит «свои» слова, но нудно помнить, что запоминание таких вариантов произношения, и тем более, если это неправильное произношение поощряется
родственниками. Поэтому, когда малыш говорит слова неправильно, вам следует повторять их для него, до тех пор пока у него не получится. Единственное условие — не надо требовать от ребенка идеальных результатов быстро. Речевое развитие детей — процесс длительный и трудоемкий.
Когда ребенок начинает пытаться строить простые предложения, необходимо обязательно поправлять его, если он неправильно располагает слова. Ни в коем случае нельзя говорить ему, что он делает что-то неправильно и тем более ругать его за это. Просто повторите предложение и попросите его сказать его еще раз, но не заставляя.
Важно научить ребенка понимать речь взрослых. Если он не понимает, нужно обязательно пояснять ему (в том числе и жестами и личным примером) то, чего вы хотите от него. Обычно начинают с таких фраз как «Дай мне», «принеси», «положи», «покажи мне», «подойди», «найди», «пей», «ешь», «садись», «ложись» и т.д. На этом этапе важно научить малыша распознавать части тела. Называя и показывая их, вы можете существенно помочь ему в речевом развитии. На следующем этапе вы можете просить ребенка самому показать их «Где у Маши глазки? », «А где у Маши носик» и т.д.
Малышу нужно задавать разные вопросы, хотя он не сможет на них ответить. Но такое упражнение помогает ему распознавать интонацию взрослого и активизирует его умственную деятельность. Начинать нужно с простых вопросов «Где мама? », «Куда положим? », «Кто это? » и т.д.
Лучшим упражнением для обогащения словарного запаса ребенка является простой показ и называние различных предметов в доме и на картинках. Необходимо познакомить ребенка с понятиями «лево-право» (Возьми ложечку правой ручкой), «далеко», «близко», «дальше-ближе», низко-высоко" и т.д. Не торопитесь, здесь важна настойчивость и последовательность.
Нужно читать малышу книжки со сказками. В этом возрасте дети обычно не могут сохранять интерес к чему-либо долгое время. Поэтому не противьтесь тому, что ребенок будет торопить вас перевернуть страницу, ведь его интересуют только картинки. Просто называйте (описывайте) то, что нарисовано на картинке или читайте по 1-2 строчки. Просите малыша назвать то, что нарисовано, задавайте вопросы.
Когда ребенок начнет узнавать картинки, начните описывать их, говорите что на них происходит более подробно. Обращайте внимание на эмоции, которые испытывают персонажи: «мальчик смеется», «зайка плачет» и проч.
Следующим этапом может стать разучивание коротеньких стихов, например «Идет бычок, качается», «Уронили мишку на пол». Короткие стихи дети обычно выучивают очень быстро. Читайте из сами, малыш сам начнет произносить сначала последнее слово. Потом он и сам сможет рассказать его. Не принуждайте ребенка рассказывать стихи «на заказ» перед взрослыми. Это может отбить у него всю охоту к дальнейшему чтению на долгое время.
Также можно петь малышу песенки. Дети с удовольствием начинают петь и запоминать новые слова. Это крайне полезно для развития речевых навыков ребенка.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.