Изучение состояния физической теплорегуляции у детей показывает, что ее оптимальный уровень наблюдается осенью, после летнего оздоровительного периода, когда в естественных условиях широко используются различные закаливающие воздействия. В течение зимы реакция кожных сосудов на местное холодовое раздражение существенно ослабевает, происходит дезадаптация. Это говорит о том, что отдельные закаливающие воздействия, применяемые без учета теплового состояния детей, не обеспечивают необходимой тренировки теплорегуляции и не дают стойкого оздоровительного эффекта.
Выше говорилось, что одним из обязательных условий закаливания детей является тепловой комфорт. Его обеспечивает поддержание микроклимата в помещениях длительного пребывания в пределах гигиенически обоснованных нормативов.
Тепловое состояние детей одного и того же возраста зависит от особенностей функции теплорегуляции. Дискомфортное тепловое состояние не способствует формированию у детей хорошего теплорегуляционного эффекта.
Закаливающее воздействие оказывают воздушные ванны каждый день во время переодевания ко сну и во время занятий физкультурой, также при занятиях в зале физкультурой, хорошо при прогулках на свежем воздухе. Летом хождение босиком по траве, гравию, песку, в том числе при выполнении утренних зарядок, при занятиях физкультурой в помещении с теплым полом — все это дает закаливающий эффект. При этом имеет место комбинированное воздействие на термо- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны — нижней поверхности стопы. Закаливающий эффект дают также повседневные водные гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта, мытье ног, купание).
Для школьников и подростков в обычной жизни можно дополнить влиянием пульсирующего микроклимата. Оно имеет место при переходе из классов и кабинетов в рекреационные помещения и обратно; в течении уроков физической культуры в спортзале, при занятиях в спортивных секциях, в хореографических кружках.
Должны быть адаптированы к возрасту, степени закаленности детей и состоянию здоровья — специальные меры закаливания
С точки зрения подобных показателей можно обозначить несколько групп детей:
— закаленные и здоровые;
— которые имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и незакаленные но здоровые;
— страдающие от хронических заболеваний и реконвалесценты (выздоровевшие) после затяжных заболеваний.
Начинают с небольших раздражителей закаливание детей I группы.
Для водных процедур (купание, обливание) воды должна быть по температуре на 1—2 градуса больше, ежели температура кожи груди при состоянии теплового комфорта.
При применении закаливающих воздействий детям ІІ и ІІІ групп необходимая температура на 2—4 °С больше, чем для деток, относящихся к I группе, а ее уменьшение медленнее. Этой же тактики неоходимо придерживаться в случаях заболеваний ребенка и в период реконвалесценции.
Эффективность закаливания зависит от сочетания закаливающих воздействий. Изучены четыре варианта сочетаний этих воздействий в условиях детского учреждения (табл. 3).
Наилучшие результаты дает IV комплекс, включающий в себя воздушные ванны, обливание ног, круглогодичные физкультурные занятия на свежем воздухе, условия теплового комфорта в группе. Под влиянием такого сочетания закаливающих воздействий у детей выявляются более высокий уровень физической терморегуляции и лучшие показатели состояния здоровья.
Комплексная система закаливания способствует выраженному и стойкому повышению функциональных возможностей терморегуляции. Увеличивается число детей с сильными и уменьшается со слабыми и неустойчивыми теплорегуляционными реакциями, более высоким становится «качество» кожно-сосудисгых реакций; более равномерной — кожная температура. При этом существенно улучшается состояние терморегуляции осенью и весной не только у здоровых детей, но и у имеющих отклонения в состоянии здоровья и часто болеющих.
При определении типа закаливания, с одной стороны, необходимо учесть степень эффективности, а с другой — сложности проведения процедуры. Наиболее сложны процедуры в организационном плане, которые требуют строгой индивидуализации в дозировке. Практически каждому ребенку врач должен рекомендовать раздражитель определенной температуры. С этих позиций преимущество имеет широко распространенное контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голеней).
Предлагаются разные схемы этой процедуры.
Варианты сочетания закаливающих воздействий
Таблица 3
Закаливающие воздействия |
Варианты сочетаний (комплекс) |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Воздушные ванны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обливание ног с последующим растиранием |
+ |
+ |
||
Обливание межлопаточной области с последующим растиранием |
+ |
+ |
||
Физкультурные занятия в зале |
+ |
+ |
||
Физкультурные занятия круглогодично на воздухе в спортивной одежде |
+ |
+ |
||
Обеспечение теплового комфорта в помещении |
+ |
Например, по методическим рекомендациям все дети распределяются на две подгруппы. К первой относят здоровых и систематически закаливающихся детей, ко второй — всех остальных: здоровых, но не закаленных, реконвалесцентов, которые имеют хроническое заболевание. Детки первой подгруппы получают четырехкратное поливание ножек контрастных температур водой по схеме: 38, 18, 38, 18 °С. Для деток второй подгруппы процедура носит более щадящий характер — обливание троекратное и разница температур меньше: 38, 28, 38 °С. По окончании обливания следует насухо вытереть ноги и надеть колготы.
Более рациональны схемы, предусматривающие постепенное увеличение разницы между тепловыми и Холодовыми раздражителями. При поочередном (а не раздельном) применении разнонаправленных термических раздражителей достигаются более высокие скорости реакции нервной системы и выраженные снижения порогов возбудимости. Это способствует более легкой передаче импульса от центра к периферии.
Различные термальные воздействия оказывают тренирующее влияние на стенки сосудов, так как вызывают быстрое перераспределение крови из внутренних органов к поверхности
кожи и обратно. Под действием поочередно применяемых тепловых и холодовых раздражителей вследствие резких гормональных изменений активизируется деятельность дыхательной и пищеварительной систем, тренируется и совершенствуется система выделения.
Закаливающие процедуры имеют цель повысить приспособляемость организма к более высоким температурным влияниям в теплое время года (весной, летом). В отношении детей 4—7 лет оптимальный действие достигается соединения во время дня солнечных ванн (продолжительность не более 25 мин с температурой воздуха 25—26 °С) и не более 15 мин при 27—29 °С, купанием в бассейне и горячих ножных ванн после сна днем (температура воды 40 °С, продолжительность 1 мин). Под влиянием такого комплекса зона оптимальной температуры воздуха расширяется до 28 °С.
В холодный период с резкими колебаниями суточной температуры целесообразны местные холодовые процедуры для закаливания (обливание ног), горячие ножные и в помещении воздушные ванны.
При планировании разных мер закаливания для школьников и подростков исходят из изложенных выше принципиальных положений.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.