Размер двигательной активности, соответствующая запросам растущего организма в разных движениях и которая способствует укреплению здоровья, признается нормой.
Это понятие включает в себя объемы и интенсивности движений и является научной основой физического воспитания детей и детей постарше. Главной особенностью нормализирования двигательной активности маленьких детей и подростков является учет их возрастно-половых различий. Чем старше ребенок, тем большая в величине двигательная активность (как по объему, так и по интенсивности) рекомендуется в качестве нормы.
Для решения задач по контролю за суточной величиной двигательной активности детей и подростков их объединяют в несколько возрастно-половых групп. Ведь гигиеническая норма разработана для детских и подростковых коллективов, а не для отдельных лиц с их индивидуальными психофизиологическими особенностями и спецификой развития физических качеств. В связи с этим выделены следующие группы: дети дошкольного возраста (3—4 и 5—6 лет), младшие школьники (7—10 лет), школьники среднего (11—14 лет) и старшего возраста (15—17 лет).
Дифференцировка нормы двигательной активности в сутки в зависимости от пола проводится только в старшем школьном возрасте. Дело в том, что моторная доминанта становится более четкой в подростковом возрасте, и у юношей биологическая потребность в движениях оказывается на 20—25% выше, чем у девушек того же возраста.
Суммарная величина локомоций (шагов) с возрастом увеличивается. Однако при этом следует учесть, что у юношей и девушек 15— 17 лет естественные локомоции могут адекватно заменяться другими движениями, выполненными в процессе трудовой и спортивной деятельности.
Длительность двигательного компонента с возрастом уменьшается. Такое уменьшение времени, отводимого на двигательный компонент, свидетельствует об увеличении их интенсивности в более старшем возрасте.
Двигательная активность в течение суток должна распределяться на весь промежуток бодрствования. Это распределение не должно быть одинаковым: наибольшее число движений следует выполнять в период между 9 и 12 и между 15 и 18 часами в соответствии с суточными биоритмами. Функциональное состояние организма, как известно, на протяжении суток меняется.
Неравномерно делится двигательная активность не только в течение дня, но и в течение всей недели и в разные сезоны. Дети не обладают врожденным «недельным» ритмом, но в работе организма ученика это проявляется.
Недельный режим можно считать социально обусловленным.
Кое какое уменьшение двигательной активности в течение суток в отдельные дни учебной недели и дальнейшее наращивание в воскресенье, т.е. свободный день, можно распознавать как нормальное явление.
Возможность изменения средней размеры двигательной активности в течение суток в разные сезоны имеет биологическую основу. Многими биологами отмечена ее сезонная периодичность у животных. У детей она летом выше, чем в остальные сезоны (к примеру именно зимний). Колебания в сутки двигательной активности детей на протяжении учебной недели или в разное время года не должны выходить за пределы гигиенической нормы. Как только эти показатели выходят за ее верхнюю или нижнюю границы, создается опасность появления гипо- или гиперкинезии.
Обязательным условием построения двигательного режима является разнообразие движений.
Поделиться статьей
Читайте также:
Напишите свой комментарий:
Необходимо войти, чтобы писать комментарии.